И проблемы отсутствия страха не только в этом, разработчики вовсе не создали условий, чтобы напугать игроков. Но в игре ведь имеются скримеры, должно быть страшно? Да, но каждый из них был весьма предсказуем. Первые минут 30 в Callisto были действительно напряженными, ведь мы изначально сами себя настроили на то, что это хоррор. Атмосфера должна до чертиков пугать и вынуждать собираться с мыслями о том, что нужно идти дальше. За каждым поворотом ждешь подвоха, прислушиваешься к каждому звуку, вглядываешься в окружение. Стоило нам пройти чуть дальше, как стало понятно, что это были всего лишь наши ожидания. Игра не пугает.
ЗВУКИ
В каких ещё жанрах саунд-дизайн имеет еще большее значение, чем в хоррорах? Но как мы помним, Callisto не хоррор, весь саунд-дизайн выполнен на базовом уровне – неплохо, но и не достаточно для того, чтобы само звучание игры уже приносило дискомфорт и то самое липкое чувство страха. Тюрьма “Черная жесть” звучит тихо и как-то слишком пусто. Не создается впечатление, что за пределами видимости игрока, в другой части тюрьмы, одновременно происходит что-то страшное и ужасное. Столкнулись и с тем, когда эмбиент накалялся в локации, предупреждая о том, что вот-вот что-то да произойдет, но… ничего не произошло. Обман ожиданий.
СЮЖЕТ
Сюжет вторичен и не интересен. А весь лор The Callisto Protocol складывается вокруг одной “Черной жести”, ни персонажи, ни вирус толком не раскрываются. Имя Джейкоба мы запомнили только по причине того, что несколько раз пришлось смотреть одну и ту же кат-сцену, которую нельзя скипнуть. Хотелось бы больше узнать про персонажей, их прошлое, цели, мотивацию и т.д. Из-за того, что этого нет, мы так и не почувствовали связь с главным героем, игра не смогла заставить нас сопереживать. Хотелось побольше узнать и про вирус, конечно же, но все аудиодневники сделаны по примеру “Мы стоим на пороге открытия…О нет! Ко мне вот-вот ворвутся! Конец связи”. В диалогах также мало полезного, в основном это указания куда идти и что там сделать. А концовка убивает совершенно: надрываться ради спасения и жертвовать собой ради незнакомой для героя женщины, которую он еще пару часов назад ненавидел… Не верим! Если и будет сиквел, то очень надеемся, что над сюжетом поработают намного лучше.
ГЕЙМДИЗАЙН
Вот что действительно пугает в игре, так это результат работы геймдизайнеров. Разберем конкретные отвратительные неудачные решения:
1. Размещение автосохранений перед верстаком.
Представьте, вы прокачали свою любимую пушку, накупили патронов, продали лишний хлам, и отправились дальше по уровню, где благополучно проиграете спарринг с ближайшим монстром. И вот игра возвращает вас к последнему сейву перед верстаком… в котором вы еще не прокачались! Будьте добры повторить все действия вновь. А теперь представьте, что спарринг был проигран не базовому мобу, а тяжелому боссу, на прохождение которого вам понадобится множество попыток. И такой момент в игре действительно есть! Просто безобразие. Когда мы уже сбились со счета, в какой раз повторяем все эти действия, вспомнились слова легендарного Вааса Монтенегро о безумии и повторении одного и того же действия раз за разом.
2. Отсутствие выбора между стелсом и открытой тактикой.
В современных экшен-играх, в которых встречается стелс, как правило есть два варианта прохождения таких уровней: идти бесшумно, перебираясь между укрытиями, либо же уничтожать противников в открытую. Провалили стелс – не беда, достаем оружие помощнее и расправляемся с противниками. Как дела обстоят у The Callisto Protocol? Если игрока обнаружили, игра накажет его практически гарантированным уничтожением, на него набросится огромное количество нечисти, победить которую будет очень сложно. А если получится, то продолжать игру с парой патронов и 1 единицей ХП вряд ли захочется, придется переигрывать, и именно только по стелсу. Подытоживая, Callisto слишком наказывает игрока за иные действия. Уровень со стелсом? Только так и проходи.
3. И снова автосохранения!
Как вам идея ставить сохранения перед нудными и непропускаемыми проходами, которые придется раз за разом проходить, в случае гибели? Нам тоже не нравится. Но The Callisto Protocol может сделать еще больнее: автосохранения перед кат-сценой, которую нельзя пропустить!